Вейла — существо, в спокойном состоянии похожее на прекрасную обворожительную женщину. Голос, пластика движений, взгляд вейлы заставляют окружающих смотреть только на неё, будто на величайшее чудо. Редкий мужчина способен противостоять магии вейлы, особенно если она захочет, шутки ради, покорить его сердце. Но вот разгневанная вейла выглядит совершенно иначе. Лицо её вытягивается в остроклювую злобную птичью голову, а из плеч вырастают чешуйчатые крылья. К тому же в этом состоянии вейла может и зашвырнуть в обидчика горстью магического огня. Они с рождения владеют приёмами своеобразного гипноза: привороту с помощью взгляда и голоса. Именно поэтому вейлы редко имеют врагов, им проще очаровать собой человека, чем вступать с ним в войну.

Эта раса уникальна в первую очередь тем, что не имеет представителей мужского пола — в семье вейлы рождаются либо девочки-вейлы, либо мальчики, имеющие расу своего отца.

Вампир - нежитью, питающимися человеческой или животной кровью. Живут кланами. Боятся солнца.

Великаны — существа огромного роста, очень похожие на людей, за исключением волос: у великанов они короткие и курчавые, зелёного цвета. Размер головы по сравнению с туловищем очень мала и имеет форму шара. Издали спящих великанов принимали за холмы, поросшие мхом. Однако, если разбудить великана, то он просыпается в очень скверном расположении духа, поэтому будить их строго не рекомендуется. Если доведётся говорить с великаном, старайтесь использовать простые фразы и не слишком умничать, потому что великану проще вас убить, чем переварить какую-либо слишком сложную для него мысль.
Великаны любят волшебство, если оно, конечно, не направлено против них. Однако у великанов имеется сопротивление некоторым видам магии. Сегодня в Европе осталось не больше шести десятков великанов.

Зафиксированы случаи рождения детей от смешанных человеческо-великанских союзов. Обычно влюблённому волшебнику приходится пить оборотное зелье (на великанов и полувеликанов оно не действует).

Несмотря на общую низкую образованность великанов, известны весьма интеллектуальные великаны. Например, мадам Максим является директором магической школы Шармбатон. Рубеус Хагрид также имеет долю великанской крови, сын великанши Фридвульфы. Рубеус не смог доучиться в Хогвартсе, хотя позже некоторое время преподавал в нём предмет «уход за магическими существами». Великанам доступны человеческие чувства: когда Хагрид повстречал своего брата Грохха, притесняемого сородичами за маленький рост, он забрал его к себе.

Гоблин — волшебное существо небольшого роста с удлинёнными ступнями и кистями, со смуглой кожей. Также они обладают головой, которая по размерам больше человеческой.
В принципе они занимают экономическую нишу, которую обычно отводят гномам: отличные ремесленники (слова «вещь гоблинской работы», кстати, Меч Гриффиндора — одна из них, звучит как аттестация высокого качества), прижимистые скопидомы, умные и не слишком общительные.

Об интересной особенности мировоззрения гоблинов рассказывает Билл Уизли, который долгое время с ними работал бок о бок в различных отделениях банка «Гринготтс». Оказывается, гоблины (здесь явно просматривается пародия на современных производителей программного обеспечения, аудио- и видеопродукции) считают сделанную ими вещь раз и навсегда принадлежащей гоблинам. Даже если за работу им заплачено сполна, они полагают это как бы платой за аренду, и после смерти заплатившего считают вещь опять своей. Идею передачи вещей, сделанных гоблинами, по наследству гоблины не приемлют в принципе.

Дементоры — существа, долгое время охранявшие Азкабан, тюрьму для волшебников. Однако, с приходом к власти Волан-де-Морта и благодаря ему, они оставили Азкабан. В фильме изображены как парящие скелеты в балахонах, но в книге упоминается бледная покрытая слизью и струпьями кожа. Известно, что у дементоров нет глаз. Живут во тьме и гнили, принося уныние и смерть. Страшны тем, что высасывают душу из всего живого. При приближении дементора человек испытывает холод, а также необъяснимые приступы страха и отчаянья. Они питаются радостью и счастьем, оставляя взамен боязнь и уныние. Изгнать дементора может Патронус, вызванный заклинанием «Экспекто Патронум».

После встречи с дементором Римус Люпин советует есть шоколад, который придаёт сил. По объяснению самой Роулинг, она отождествляет дементоров с депрессией. Качество дементоров — высасывание надежды, радости и приятных воспоминаний — именно так действует на человека депрессия, а поскольку шоколад, по словам врачей, облегчает самочувствие людей, находящихся в депрессии — выбор в пользу шоколада (в качестве лекарства) неслучаен.

Самое страшное наказание — это «поцелуй» дементора. Дементор высасывает душу человека. Тело человека остаётся жить, но становится лишь пустой оболочкой, подобно растению лишённой своего эго и самосознания. Высосанная душа, по-видимому, не сможет обрести покой, как после смерти, поэтому о человеке, испытавшем поцелуй дементора говорят, что он «хуже, чем мёртв».

Гарри Поттер пережил «поцелуй» дементора, поскольку «поцелуй» оказался незавершённым. Он вернулся на берег озера благодаря маховику времени, который получила Гермиона Грейнджер для учебных целей, увидел кружащих над потерявшими сознание людьми дементоров и прогнал их с помощью того же Патронуса.

Сириус Блэк утверждает, что ему удалось обмануть дементора, обратившись в собаку. Блэк раскрыл механизм побега из Азкабана сына Барти Крауча: гниющего в тюрьме сына заменила умирающая от болезни мать. Дементоры почувствовали, что в тюрьму вошёл один здоровый человек, и один умирающий, и вышли также здоровый и слабый. Поэтому побег удался.

Волан-де-Морт считал их союзниками, и они действительно перешли на его сторону.

Домовые эльфы — человекообразные магические существа. Очень небольшого роста, обычно лысые (даже женщины), с огромными ушами, напоминающими крылья летучих мышей. Обладают своей, эльфийской магией и, видимо, способны на такое волшебство, на которое не способны маги-люди, при этом обходятся без волшебной палочки.

По именам нам известны четверо домовых эльфов. Это Добби, Кикимер и женщины-эльфы Винки и Похлеба.

Эльфы, вероятно, сохранили свой язык. Этим объясняется их не вполне правильное употребление английского. Так эльфы почти никогда не употребляют местоимений, даже о себе они говорят в третьем лице. Винки к тому же ещё и употребляет глаголы в инфинитиве, что звучит совершенно по-иностранному.

Домовые эльфы не принадлежат сами себе. Они — вечные, «наследственные» рабы какой-либо волшебной семьи. Исключение составляет колония эльфов Хогвартса, но разница состоит только в том, что эльфы Хогвартса являются собственностью не какой-то отдельной семьи, а всей школы. В знак рабства домовики не имеют права носить нормальную одежду. Наготу они прикрывают то наволочкой, то полотенцем, то просто тряпицей. Существует некий магический контракт между членами определённой волшебной семьи и принадлежащим этой семье домовиком. По этому контракту эльф не может (даже если очень захочет) ослушаться прямого приказа хозяина, не может раскрыть семейные тайны, не может покинуть дом навсегда. Контракт разрывается, если хозяин дал эльфу какую-либо одежду.

Когда Гермиона Грейнджер узнаёт о рабстве домашних эльфов, то начинает горячо бороться за их освобождение. Правда, она не встречает в этом поддержки ни своих друзей, ни одноклассников, ни даже Хагрида. Более того, когда она пытается хитростью дать эльфам одежду или говорит об их праве получать плату за свою работу, её идеи вызывают у «угнетённых» только возмущение. Как ни странно, но очень мало эльфов хотят стать свободными. Большинство домовиков относятся к своим хозяевам как к собственным избалованным детям: готовы перенять на себя все заботы по дому, с радостью выполнить любое их приказание, предупредить малейшее их желание… Поэтому, получить одежду для эльфа — это расписаться в собственной неумелости и ненужности, это позор. Требовать за свою работу плату — это всё равно, что для той же Гермионы потребовать, чтобы Рон и Гарри оплачивали её помощь в подготовке домашних заданий. Это — тоже позор.

Об истории домовых эльфов сохранилось очень мало сведений, порой сами волшебники не могут точно сказать откуда взялись домовики. Да и, честно говоря, мало кто из волшебников всерьёз обращает внимание на слуг, одним из критериев которых является их незаметность. Однако, опираясь на косвенные данные, можно попытаться эту историю реконструировать.

Лет 200—300 назад земли эльфов и гоблинов постигло несчастье. (Во-первых, гоблины такого же роста, как и эльфы, да и внешне немного похожи, во-вторых, Винки презрительно отзывается о гоблинах, словно речь идёт о нищих бродягах, а не об умных и уважаемых членах волшебного общества; так обычно отзываются о соседях, либо о давних врагах). В этой катастрофе эльфы потеряли всё или почти всё своё имущество, чего не скажешь о гоблинах. Голых и босых эльфов приютили тогдашние волшебники. В благодарность беженцы обязались выполнять всю домашнюю работу, не беря за это ни кната (отсюда — магический контракт), по крайней мере до тех пор, пока не заработают себе на одежду (это объясняет странное условие рабства домовиков). Возможно, эльфы продемонстрировали владение уж слишком сильной магией, поэтому волшебники из страха запретили пользоваться домовикам волшебными палочками. Столь сильная признательность — залог самого крепкого и, главное, добровольного рабства. А с добровольным рабством очень трудно бороться.

Кентавр — волшебное существо, упоминающееся ещё в мифах Древней Греции. Выглядит как лошадь, у которой вместо шеи и головы находится торс человека.
Также нет упоминаний о какой-либо одежде кентавров. Если только не считать одеждой доспехи, лук и тул для стрел. Возможно, обладая какой-либо магической защитой, кентавры не мёрзнут ни в южной Греции, ни в снежной Англии.

Кентавры живут табунами. Это очень гордый народ, вечно противопоставляющий себя людям. Они пытаются настойчиво доказать, что они лучше и умнее людей… И именно этим на людей больше всего и похожи: ведь люди тоже считают себя венцом творения. У кентавров свои знания и своя магия. Магия, честно сказать, слабенькая. А вот их знания астрономии и прорицаний заслуживают уважения.

Табун Запретного Леса:
Магориан — широкоскулый, с длинными чёрными волосами, лошадиное тело гнедой масти; обладает авторитетом среди кентавров. Его позиции не окрашены таким максимализмом, как у Бейна, но по основным положениям он с ним согласен.
Флоренц — белокурый, голубоглазый, с белым лошадиным телом и чёрными пятнами. Он заметно моложе Ронана и Бейна. Способен объективно взглянуть на весь мир вообще и на проблемы кентавров в частности. Не поддерживает всю эту истерию с самоопределением. Дружен с Дамблдором.
Бейн — черноволосый, чернобородый, с вороным телом; ярый сторонник независимости и исключительности кентавров, и поэтому — противник сотрудничества с людьми.
Ронан — рыжеволосый и рыжебородый, лошадиное тело тоже рыжее. Поддерживает Бейна и Магориана, так же, впрочем, как и большинство кентавров.

Оборотень — человек, страдающий неконтролируемыми превращениями в волка во время полнолуния. Во время этих превращений утрачивает всякую связь со своей человеческой сущностью, превращаясь в злобного и агрессивного зверя. Передаётся оборотничество путём попадания в кровь слюны больного индивидуума в активной стадии. Проще говоря, если вас покусал оборотень в своём волчьем обличье, скорее всего, следующее полнолуние вы встретите в лесу, тоскливо воя на Луну…

К больным именно этой болезнью маги относятся крайне отрицательно. Существует стойкая неприязнь «обычных людей» к этим несчастным. Их сторонятся, стараются не принимать на работу, к ним относятся как к прокажённым. Неудивительно, что многие оборотни чувствуют себя комфортно только с себе подобными, постепенно теряя всё человеческое в своём облике.

Тролль — огромное сильное магическое существо с тусклой гранитно-серой кожей, бугристым телом, напоминающим валун, и крошечной лысой головой. У тролля короткие ноги толщиной с дерево и плоские мозолистые ступни. Руки у него намного длиннее ног… а исходящий от него запах может сразить получше любой дубины. Тролли совершенно тупые и агрессивные создания, но из них, при надлежащем обучении, выходят хорошие охранники.

Одного такого запустил профессор Квиррелл в Хогвартс, чтобы получить доступ к философскому камню.
Трех других поставили охранять вход в гостиную Гриффиндора, когда на Полную Даму напал Сириус Блэк, а заменивший её сэр Кэдоган пропустил того же Блэка в спальни.

Сфинкс — мифическое существо с головой женщины, телом льва и крыльями грифона. Сохранились знаменитые египетские скульптуры, изображающие сфинкса и греческие легенды, рассказывающие о нём. Сфинксы — прекрасные охранники. Они убьют всякого, кто не сможет ответить на загаданную загадку. В третьем туре Турнира Трёх Волшебников Гарри Поттеру пришлось отгадывать загадку Сфинкс, чтобы она пропустила его на поляну, где стоял Кубок огня — главный приз состязания. Загадка была загадана в виде шарады: Обладают разумом, но они очень агрессивные создания и причисленны к зверям.

Русалки — мужчины и женщины с рыбьими хвостами и зелёными волосами. Большая колония водяного народа живёт в озере на территории Хогвартса. В русалочьей деревне есть даже одомашненные гриндилоу: они выполняют обязанности сторожевых псов. У водяного народа есть свой язык, который человеческое ухо воспринимает как не слишком приятный скрежет.

Чистокровные волшебники, которые кичатся чистотой своей крови весьма неодобрительно относятся к водяному народу, как, впрочем, и ко всем «полулюдям». Так, зам. министра магии Долорес Амбридж однажды на полном серьёзе предложила законопроект по отлавливанию представителей водяного народа и навешиванию им бирок. Закон принят не был.